МамаПапаДети - Журнал для современных родителей Понимание и внимание - секрет дружной семьи

Его величество Игра

Анна Кразаева

За первый год жизни малыш проходит огромный путь, сопоставимый разве что с эволюцией человека за целые столетия – из маленького беспомощного комочка в говорящего и уверенно шагающего индивида. Развиваться быстрее, веселее и непринуждённей лучше, конечно же, играя! Но игра для малыша – отнюдь не забава. Наблюдая, как малыш перекладывает из руки в руку погремушку, мы порой даже не задумываемся, что от правильно подобранной и «своевременной» игрушки зависит, не побоимся этого заявления, будущее малыша.

Начало…

Пока ещё малыш лежит в позе эмбриона и большую часть времени спит, игрушки ему вряд ли понадобятся. Но поупражняться в фокусировке зрения на разные предметы ему всё же стоит. Самой захватывающей игрушкой для малыша в этом возрасте будет ваше лицо. Именно оно несёт позитивный настрой, быстро становится узнаваемым, и именно вы помогаете малышу освоиться в непривычном для него мире. Пройдёт совсем немного времени, и вам потребуются помощники. Например, игрушки-подвески и крутящиеся карусели.

Хорошо, если вы не будете закреплять детали вашей карусели «намертво»: подросшие малыши часто с удовольствием исследуют части подвески всеми возможными способами: пытаются дотянуться до них ногами, трогают руками, тем самым развивая крупную и мелкую моторику, и пробуют на вкус.

2 месяца+

Его величество Игра В этом возрасте малыш обнаруживает, что у него есть руки, он с удовольствием рассматривает их, едва они попадают в поле его зрения. Как нельзя кстати придутся наручные погремушки-браслеты, издающие легкое шуршание. Раскрытые кулачки так и просят, чтобы в них что-то вложили. Пусть это будет лёгкая погремушка с приятным шумом. Но не ждите, что малыш схватит её, вам придётся помочь освоить новую игрушку. Звук привлечет внимание крохи к тому, что находится у него в руках. Игры с погремушкой учат малыша связывать то, что видят глаза, с тем, что делают руки.

Для «закрепления» этого навыка лучше всего иметь игрушки, которые можно отпихивать от себя. Подвесной мобиль можно чередовать с подвесным шариком, по которому малыш будет пытаться попасть рукой. Той же цели служат и горизонтальные подвески в коляску, ударяя по которым, малыш слышит звук и начинает понимать, что его удары являются причиной не только движения, но и шума.

Начиная с 2-3 месяцев малыши учатся самостоятельно поворачиваться на бок, к пяти месяцам – на животик, а к шести – с животика на спинку. Чтобы стимулировать эти движения, слегка помогите малышу перевернуться и привлеките его внимание, гремя погремушкой вне поля его зрения. Постепенно удаляйте игрушку от малыша, и вы заметите, что он прислушивается к непривычным звукам. Такая игра поможет ему быстрее освоить перевороты.

3 месяца +

Хотя малыш всё ещё продолжает с интересом «лупить» по игрушкам, делает это он теперь иначе: сначала он глядит на предмет, потом на руку, поднимает её и пытается «измерять» расстояние до игрушки, делая это многократно, пока не дотронется до неё. А вот схватить её он пока ещё вряд ли сможет: пальцы сжимаются раньше, чем он доводит руку до игрушки. Поэтому качающиеся игрушки теперь не годятся: ребёнок хочет дотронуться до предмета. Идеальным выходом из положения можно считать всё ту же подвеску, укреплённую поперек кроватки или коляски на таком расстоянии, чтобы малыш мог легко достать игрушки, из которых она состоит, полоски-калейдоскопы, а также всевозможные игровые коврики.

Во время игр постарайтесь стимулировать малыша перекладывать игрушки из одной руки в другую. Это разовьёт его координацию. Играя с крохой, обязательно называйте форму предмета, цвет и вес. Самое время познакомить ребёнка и с книжкой-игрушкой. Они не только стимулируют интерес к самому продукту, но и способствуют развитию пальчиков – ведь маленькие ручки вслед за мамой так и тянутся к ушкам, взявшись за которые, можно обнаружить зайчика, спрятавшегося за кустиком.

4-6 месяцев

Начиная с этого возраста младенцы уже вполне могут концентрировать своё внимание на предметах, расположенных на любом расстоянии, следить за их перемещениями. Ему становится ненужным постоянный контроль над положением руки, когда он хочет взять что-то, он и так знает, где находится его рука. Ребёнку требуется игрушка, которую можно держать и подолгу разглядывать.

К таким игрушкам можно отнести мягкие книжки, погремушки с подвижными элементами внутри. Именно в этом возрасте родителям следует быть особенно внимательными при выборе игрушек: помните, что, как только ребёнок сможет взять что-либо в руки, этот предмет в скором времени окажется у него во рту. Поэтому игрушки должны быть достаточно велики по размеру, у них не должно быть мелких деталей, острых краев, они не должны быть ломкими, и сама игрушка должна быть изготовлена из нетоксичных материалов и покрыта неядовитыми красками. Поэтому, покупая игрушки для этого периода развития малыша, руководствуйтесь принципом «лучше меньше (по количеству), да лучше».

6 месяцев+

Малыш начинает понимать: когда руки заняты, чтобы взять третью игрушку, ему придётся отложить одну из двух. Как правило, он бросает сразу обе и переключается на третье. Само падение вызывает у него неподдельный восторг. Ребёнок будет буквально каждую минуту бросать игрушки на пол, каждый раз удивляясь тому, что они возвращаются назад (не без вашей помощи, конечно). Самое время познакомить его с такими словами, как «высоко» - «низко», «далеко» - «близко».

В этом возрасте интерес у малыша вызывают мягкие пирамидки и всевозможные коврики-кубики с кармашками и игрушками на липучках, дети начинают проявлять интерес к играм, связанным с перестановкой, перекладыванием: конечно, пока он не в состоянии собрать конструктор, но будет просто в восторге от мягких кубиков и мячика. Ближе к 8-9 месяцам в арсенале малыша должна появиться классическая пирамидка: пора овладевать более точной координацией рук и глаз.

Как только малыш сделает свои первые несмелые шаги, подарите ему игрушку-каталку, она не только отвлечёт малыша от страха оторваться от вашей руки или стены, но и научит его толкать перед собой предметы. Следующим этапом станет машинка на верёвочке, которую следует вести уже за собой. А вместе с ней на смену погремушкам придут и «активные игрушки»: формочки – совочки, юла, качалки и первые автомобили-каталки, матрешка.

В поисках лучшего

Напоследок хотелось бы напомнить старую истину о том, что не количество, а именно качество каждой отдельной игрушки решает вопрос о её полезности: слишком большое количество игрушек приводит к перегрузке ребёнка и отвлекает его от сосредоточенной игры, мешает формированию внимания. В каждом конкретном возрасте малышу необходимы игрушки, в которые он играл «вчера» и будет играть «завтра» (а не послезавтра и не через неделю): дети, как и взрослые, учатся на чем-то знакомом, пробуя сделать что-то новое или более трудное.

Чтобы помочь расширить крохе его навыки, освоить новые понятия, «завтрашние» игрушки должны быть достаточно сложны, но не настолько, чтобы сделать переход от "вчера" к "сегодня" непреодолимым. Если игрушка ассоциируется у ребёнка с его неспособностью что-то сделать, он будет испытывать от неё скуку и недовольство. Поэтому, к каким бы увещеваниям ни прибегали производители развивающих игрушек, при выборе игрушки в магазине ориентируйтесь не на рекламные слоганы, а на потребности своего малыша. Ведь никто лучше вас не знает, что именно сегодня доставит радость и пользу вашему самому любопытному крохе на свете!



Читайте далее: Собираем мечту





© «МамаПапаДети», 2010-2021. Журнал для современных родителей
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов. Медицинские советы на сайте носят рекомендательный характер, для учета индивидуальных факторов в лечении и профилактике необходима консультация врача.
Рукописи и материалы, присланные в редакцию, не рецензируются и не возвращаются. Перепечатка и любое использование материалов журнала возможны только с письменного разрешения редакции.
  Контакты
Наши партнеры
Карта сайта