МамаПапаДети - Журнал для современных родителей 20 апреля - Национальный день донора, мы поздравляем и благодарим всех доноров!

Мир Монтессори

Наталья Барложецкая

Среди современного многообразия методик раннего развития система Монтессори занимает особое место. С начала ХХ века она заслужено получила широкое распространение во многих странах мира и по сей день считается одной из самых эффективных и действенных систем обучения детей младшего возраста.

shutterstock_43814923.tif Этой методике уже больше 100 лет, но с каждым годом число её поклонников среди родителей и учителей продолжает расти.

Школа Монтессори занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая многочисленная по количеству своих последователей. До введения в Италии евро портрет Марии Монтессори украшал купюру 1000 лир. Это единственный в мире прецедент печати на деньгах портрета педагога.

Автор методики Мария Монтессори, итальянский врач, педагог и философ, дважды выдвигалась на Нобелевскую премию мира. Её лекции посещали борец за мир Махатма Ганди и известный психолог Эрик Эриксон. Она дружила с Жаном Пиаже, а основатель психоанализа Зигмунд Фрейд говорил: «Там где Монтессори, я не нужен».

Начало

Работая в психиатрическом отделении университетской больницы, Мария Монтессори впервые столкнулась с детьми с различными нарушениями в развитии. В Италии начала ХХ века пациентов психиатрических клиник, в том числе и маленьких, не лечили, а просто изолировали от общества. Наблюдая за этими несчастными, замкнутыми в четырех стенах детьми, Монтессори пришла к мысли, которая стала отправным пунктом в её педагогической системе: для детей нужна специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы различные знания об окружающем мире. Мария Монтессори полагала, что в каждом ребенке с рождения заложен потенциал, позволяющий ему пройти определенный путь познания мира, задача взрослого лишь сопровождать дитя в этом пути.

Занятия с умственно отсталыми детьми юный врач совмещала с изучением трудов известных педагогов, она пыталась применять на практике различные приемы обучения. Постепенно складывается особая развивающая среда, в которой стимулируется проявление индивидуальных способностей ребенка. Создается неповторимый дидактический материал, помогающий развивать внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. Особое внимание уделяется коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности ребенка. Отрабатывается система тренировочных упражнений и специально спроектированных занятий, с помощью которых даже дети с серьезными психическими нарушениями смогли научиться читать, писать и считать.

Годы практической работы привели Марию Монтессори к сенсации в мире педагогики. Умственно-отсталые воспитанники Монтессори были представлены к экзаменам вместе с детьми начальной школы муниципального совета в Риме и сдали их лучше нормальных детей! Столь высокие результаты подвигли правительство на создание Ортофренического института по подготовке учителей для умственно отсталых детей. В 1898 году Монтессори возглавила этот институт и руководила им до 1900 года, а вскоре открыла и первый «Дом ребенка» – школу для нормальных, но запущенных детей. С тех пор и до конца жизни, 45 лет, педагог-психолог занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.

Развивающая Монтессори-среда

В чем же суть развивающей среды, которую создала Мария Монтессори? Это особое, специально организованное пространство, в котором можно наблюдать за малышом, позволяя ему проявлять природную любознательность. Пространство разделено на зоны. Каждая зона несет свою функциональную нагрузку и стимулирует у ребенка жажду определенной деятельности. Свободно передвигаясь по комнате, ребенок сам выбирает на полочках интересующий его материал и находит подходящее место для работы. Приведем несколько примеров подобных зон:

Зона сенсорного развития. Здесь ребенок учится различать высоту, длину, вес, цвет и другие свойства предметов. Он играет с предметами и изучает их. К примеру, малыш по порядку выставляет на стол цилиндры от самого большого до самого маленького. Одновременно он и наблюдающие дети учатся следить глазами слева направо, что помогает в будущем освоиться с чтением.

Зона реальной жизни. Здесь ребенок осваивает навыки самообслуживания. С помощью рамок с большими и маленькими пуговицами, липучками, пряжками и шнурками малыш учится застегивать и расстегивать свою одежду. Тут же кроха гладит вещи, моет посуду, подметает и вытирает пол. В этой зоне можно пересыпать крупы, песок, ракушки и переливать воду, мыть, чистить перемешивать, вырезать, раскрашивать, рисовать и т. п. На практике ребенок просто экспериментирует с водой и сыпучими материалами: вылавливает ситечком из воды камушки, моет игрушки. Таким образом малыш учится концентрировать внимание, развивает крупную и мелкую моторику.

Естественнонаучная зона. В этой зоне находятся миниатюрные образцы животного и растительного мира. Дети рассматривают географические карты, играют с глобусом, сажают растения и наблюдают за их ростом, учатся ухаживать за животными.

Зона физического развития. В помещении для занятий на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга (овала), которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания.

Помимо перечисленных можно выделить музыкальную и языковую зоны, зоны танцев и искусства и т. д.]

Коротко о правилах

1. В школе Монтессори ребенок сам выбирает зону и конкретный материал, с которым хочет работать.

2. Малыш может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Педагог не вправе вмешиваться и привлекать кроху к работе, которая тому не нравится.

3. Ребенок работает в собственном темпе! Мария Монтессори подчеркивала, что в её методе нет соревнования.

4. «Взял предмет, поработал с ним и положил на место». Порядок – естественная потребность ребенка. Самому ребенку сложно устроить пространство вокруг себя, в этом ему должны помочь взрослые.

5. Для развития личности одинаково вредны и критика, и похвала. Развитие должно базироваться только на внутренней мотивации малыша к познанию окружающего мира.

Заповеди Монтессори

Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме).

Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.

Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, чтобы плохому оставалось все меньше и меньше места.

Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.

Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.

Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.

Помогай ребенку преодолевать несовершенство, осваивать новое. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной, милосердием и любовью.



Читайте далее: Его величество игра





© «МамаПапаДети», 2010-2021. Журнал для современных родителей
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов. Медицинские советы на сайте носят рекомендательный характер, для учета индивидуальных факторов в лечении и профилактике необходима консультация врача.
Рукописи и материалы, присланные в редакцию, не рецензируются и не возвращаются. Перепечатка и любое использование материалов журнала возможны только с письменного разрешения редакции.
  Контакты
Наши партнеры
Карта сайта