МамаПапаДети - Журнал для современных родителей Понимание и внимание - секрет дружной семьи

Папа решает, а Вася сдает?

Наталья Барложецкая

Многие родители школьников задаются вопросом: стоит ли помогать ребенку делать домашние задания? Отдать это дело на откуп самому чаду или сидеть рядом с ним и контролировать весь процесс? Однозначного мнения в этом вопросе пока нет. Все зависит от того, что именно каждый родитель вкладывает в понятие «помогать делать уроки», а также от возраста и индивидуальных особенностей школьника.

Первоклассник.

У каждого психологически готового к обучению в школе малыша есть определенный набор сформированных познавательных потребностей, именно они отвечают за желание крохи овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя и получать одобрение со стороны преподавателей. Все эти потребности становятся основой успешного обучения ребенка, они же отвечают за высокий уровень учебной мотивации, т.е. желание учиться. Однако познавательные потребности предполагают и определенный уровень самостоятельности, что стано вится неприятным сюрпризом для родителей малыша, которые не готовы ему эту самостоятельность предоставить. Постоянно вмешиваясь и помогая ребенку решать его школьные задания, родители гасят познавательную активность, а с ней и мотивацию к учебной деятельности! Причины, по которым мама или папа так поступают, могут быть самыми разными – от гиперопекающего стиля воспитания, личной несостоятельности одного из родителей и попыток реализоваться за счет ребенка до скрытых конфликтов между супругами, когда ребенок используется противоборствующими сторонами для разрешения совсем других проблем.

Все начинается достаточно невинно. «Давай я тебе помогу!» – говорит мама, подсаживаясь к ребенку за письменный стол. Незаметно в руках заботливого родителя появляются карандаш, ластик и ручка: «Это лучше вот так решать… Дай я сама нарисую, так быстрее будет... Посмотри, какая грязь! Я же говорила – без меня за уроки не садиться! Будешь сидеть и переписывать, пока не научишься писать аккуратно!» Первое время ребенок даже пытается сопро- тивляться: «Нет, нам учительница говорила, что надо длинным способом решать!.. Я должен сам нарисовать! Видно будет, что это ты... Нам нельзя переписывать в тетради для домашних работ!» Робкие попытки малыша отстоять свою самостоятельность сметаются непререкаемым авторитетом родителя. Такая «помощь» губительна, ребенок теряет интерес к учебе и постепенно привыкает к тому, что мама всё равно всё решит и сделает за него.

Что делать? Первокласснику требуется помощь не в выполнении домашнего задания, а в организации самого процесса подготовки уроков, ему надо научиться учиться!

♦  Обеспечьте первокласснику оборудованное рабочее место. Письменный стол, стул, подставка для ног – всё соответствующее возрастным нормам. Правильное освещение: свет падает слева – для правшей или справа – для левшей. Помещение должно быть хорошо проветрено. Ничто не должно отвлекать ребенка: никаких плакатов, магнитофонов, телевизора и компьютерных игр в зоне видимости.

♦  Помогите организовать пространство на рабочем столе и подготовить все необходимые книги и принадлежности для выполнения домашней работы.

♦  Напишите «режим дня» и определите в нем время для выполнения домашнего задания. Поставьте часы на стол, чтобы ребенок мог видеть, как долго он занимается, сколько времени у него осталось.

♦  Оптимальное время для выполнения задания на дом – в промежутке от 14.00 до 16.00. Первоклассникам обычно задают упражнения на автоматизацию навыков письма, чтения и счета. Продолжительность занятий дома – не более 1 часа!

♦  Если ребенок по каким-либо причинам не успел сделать уроки до 18 часов вечера – не настаивайте на их выполнении. Уровень внимания у детей вечером снижается до 60%, вместо выполненного задания вы получите кучу ошибок и слезы разочарования.

Все остальное ребенок должен делать сам! Вы можете подойти и ответить на вопросы, если они возникли. Можно контролировать объем сделанного и хвалить за скорость выполнения и качество работы, если оно хорошее, но критиковать, делать исправления и выставлять оценку – категорически запрещается!

Начальная школа.

Во втором классе начинают выставлять отметки, что становится дополнительным стимулом для мамы продолжать свою миссию «помощника» и окончательно гасит желание ребенка учиться. Зачем стараться, если мама все равно заставит все переделывать? Она вынудит хорошо учиться, наймет репетиторов, сходит в школу. Главное не получать знания, а приносить хорошие отметки». Таким образом родители сами приучают ребенка к вынужденной бездеятельности, а потом сетуют, что он учится из рук вон плохо и только из-под палки.

Ориентация на отметку Ориентация на знания
«Какие сегодня оценки?» «Что сегодня было интересного?»
«Что получил?» «Какой урок больше всего понравился?»
«Опять двойка?» «Что нового узнал?»
«Что сказала о твоем выступлении Вера Ивановна?» «Тебе понравилось выступать перед ребятами?»
«Что получил по математике?» «Как прошла математика?»

Чтобы понять, на что ориентированы родители – на знания или на отметку, достаточно послушать, какой вопрос они задают выходящему из школы ребенку.

Что делать? В начальной школе закладываются основы самостоятельной познавательной деятельности. Ребенку просто необходимо иметь возможность самому делать открытия, искать ответы, разгадывать загадки и испытывать состояние «озарения» и удовольствия, когда это происходит.

♦  Ориентируйтесь не на отметку или оценку учителя, а на объективные показатели уровня знаний ребенка и его собственные интересы.

♦  Никогда не сравнивайте успехи ребенка с успехами одноклассников или других детей. Все сравнения проводятся только с самим собой: «В сентябре у тебя ещё не получалось, а теперь ты делаешь это легко».

♦  Расширяйте познавательный интерес, выходя за рамки школьной программы. Читайте дополнительную литературу, ходите в театры и музеи, посещайте выставки.

♦  Выполнение домашнего задания должно проходить до 18.00. Родители могут оказывать посильную помощь в сложных вопросах, если ребенок сам об этом попросил.

♦  Проверяйте не качество выполнения домашнего задания, а просто его наличие в тетради и краткий устный пересказ того, что задано устно.

Средняя школа.

Если к переходу в среднюю школу самостоятельная познавательная деятельность, которая является незаменимым средством активизации учебной мотивации, не была сформирована, сделать это в подростковом возрасте будет невероятно сложно.

Что делать? В соответствии с новыми потребностями ребенка в общении и принятии сверстниками, упор необходимо делать не на саму учебу, а на то, что одновременно с выполнением учебной задачи будет повышать творческую самостоятельность и улучшать статус подростка в группе одноклассников. Этому могут способствовать различные творческие задания, работа в группе над исследовательскими проектами, научно-поисковая деятельность, организация тематического праздника или викторины...

Здесь действительно может понадобиться посильная помощь родителей, которая должна выражаться исключительно в материальнотехническом обеспечении идеи: закупка материалов для постройки декораций и пошива костюмов, сопровождение на конкурс, предоставление помещения (квартиры) для репетиций и др. Очень важно при этом дать ребенку самостоятельно сделать всю работу! Роль взрослых в данном процессе – роль восхищенного и благодарного зрителя, который подбадривает и дает силы для дальнейших свершений.

Безусловно, наряду со всей этой работой родителям необходимо устранить причину возникновения гиперопеки, заняться разрешением конфликтов в семье и разобраться с собственными мотивами, побуждающими гасить самостоятельность ребенка. Важно помнить, что школьный возраст является самим благоприятным (сензитивным) периодом для развития важнейших психических качеств личности.

Если в этом возрасте не сформируется умение самостоятельно и творчески решать поставленные задачи, то в будущем, становление самостоятельной творческой личности будет затруднено.



Читайте далее: Правильное питание школьников





© «МамаПапаДети», 2010-2021. Журнал для современных родителей
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов. Медицинские советы на сайте носят рекомендательный характер, для учета индивидуальных факторов в лечении и профилактике необходима консультация врача.
Рукописи и материалы, присланные в редакцию, не рецензируются и не возвращаются. Перепечатка и любое использование материалов журнала возможны только с письменного разрешения редакции.
  Контакты
Наши партнеры
Карта сайта