МамаПапаДети - Журнал для современных родителей Понимание и внимание - секрет дружной семьи

Пора выбирать школу

Наталья Барложецкая

« Моему ребенку 6 лет. Уже сейчас я задумываюсь над тем, в какую школу он пойдет и как подготовиться к вступительным экзаменам. Подскажите, пожалуйста, как подобрать образовательное учреждение, в каком возрасте рекомендуется поступать в первый класс».

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка и очень ответственный шаг со стороны родителей, ведь им приходится выбирать за детей, руководствуясь только собственным опытом пребывания в образовательном учреждении много лет назад. Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Теперь ребенок должен каждый день систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам, выполнять требования учителей и родителей, добиваться хороших результатов в учебе и прочее. Но как разобраться, где будет хорошо именно вашему малышу и когда следует начинать школьное обучение? Я предлагаю пошаговое руководство для родителей будущих первоклассников.

Шаг первый. В каком возрасте? Если у вас есть возможность выбирать, отдавайте девочек в школу в возрасте с 6,5 лет, а мальчиков – не ранее 7 лет.

Шаг второй. Выбор школы, сбор информации. Выбирайте школу, которая находится в вашем микрорайоне, чтобы до неё можно было дойти пешком. Очень важно, чтобы малыш имел возможность общаться с одноклассниками не только в школе, но и после нее. Если в школу придется ездить на общественном транспорте, пропуски занятий из-за болезней вам будут обеспечены, а личный автотранспорт не всегда гарантирует своевременный приезд к началу занятий из-за наличия пробок на дорогах.

Многие родители зацикливаются на выборе «языковой» школы, предполагая, что уровень знаний там будет выше. Безусловно, вы получите углубленную подготовку по выбранному языку, однако, уже с 5-6 класса, а во многих спецшколах и раньше, родители бывают вынуждены нанимать репетитора для дополнительных занятий. К этому надо быть готовыми.

Выбирать надо не столько школу, сколько учителя! Побеседуйте, если это возможно, со всеми учителями, набирающими детей в первый класс. Чаще всего встретиться с ними можно во время проведения «дня открытых дверей». Отдавайте предпочтение учителю, работающему в данном образовательном учреждении не первый год.

Много полезной информации о московских школах вы найдете на сайтах edunews.ru, irad.ru, parent.fio.ru и school.edu.ru. Обратите внимание на наличие в школе победителей городских и всероссийских олимпиад, поинтересуйтесь системой дополнительного образования, наличием группы продленного дня.

Шаг третий. Диспансеризация. Начинайте делать медицинскую карту школьника в феврале - марте. Основная цель диспансеризации – определить состояние здоровья ребенка, выявить имеющиеся отклонения или предрасположенность к ним. При наличии хронических заболеваний необходимо заключение профильного специалиста.

Шаг четвертый. Сбор документов. Для записи ребенка в общеобразовательную школу необходимо наличие только трех документов: заявление на имя директора, которое пишется вами на месте при записи в школу; медицинская карта ребенка, оформленная в соответствии с требованиями поликлиники (с копией медицинского страхового полиса); свидетельство о рождении.

Во многих школах спрашивают также паспорт одного из родителей – это необходимо для того, чтобы соблюсти предписание Департамента образования, в котором говорится, что «запись ребенка в школу проводится родителями или лицами их заменяющими (опекунами)». Бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди и тети не имеют права принимать решение о выборе образовательного учреждения для ребенка.

Кроме того, наличие прописки одного из родителей по адресу, относящемуся к микроучастку школы, гарантирует зачисление вашего ребенка в школу даже если классы уже полностью укомплектованы.

Совет: запись в первый класс ведется с 1 апреля до 1 сентября, но желательно не откладывать процесс оформления документов, поскольку классы формируются по мере подачи заявлений,и к 1 сентября свободных мест может не оказаться.

Шаг пятый. Прохождение собеседования. Прием детей в первый класс государственных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе! Вы имеете полное право отказаться от прохождения собеседования вашим ребенком. Если вы проживаете на микроучастке, закрепленном за вашей школой, администрация образовательного учреждения не имеет права отказать вам в приеме.

Привыкаем к школе…

«На собеседовании при поступлении в школу моя дочь Вероника отказалась разговаривать с учителями, все время плакала и пряталась за мою спину. Подобным образом дочка вела себя и в дошкольном учреждении, нам в связи с этим пришлось сменить три детских сада. Никто не может найти к ней подход. В любом незнакомом месте Вероника сразу замыкается и отказывается от меня отходить. Если же мне удаётся вырваться, её истерика и крик могут продолжаться часами. Ребёнок отказывается уходить из раздевалки, непрерывно плачет или молча ждёт моего возвращения. Как справиться с такой проблемой и сделать 1 сентября праздником, а не трагедией?»

Проблема дезадаптации ребенка к новым и незнакомым условиям чаще всего вызывает тревогу именно в тех случаях, когда родители вынуждены оставить малыша на попечение незнакомых людей или в незнакомой обстановке. Ключевым в данной ситуации является слово «незнакомый»!

Ребенок иногда воспринимает незнакомое как враждебное и опасное. Устраивая истерику, пытаясь спрятаться за спины родителей или отказываясь сходить с места, где его оставила мама, малыш всего лишь проявляет природный инстинкт самосохранения. Им движет страх! В условиях детского сада есть прекрасная возможность поэтапного привыкания, когда родители присутствуют на занятиях, а затем постепенно увеличивают время самостоятельного пребывания малыша в группе. А как справиться с такой проблемой в школе? Необходимо отметить, что с проблемой дезадаптации сталкиваются не только первоклассники, но и дети, вынужденные поменять школу или переехавшие в новое школьное здание. Обратитесь за помощью к школьному психологу или будущему классному руководителю, объяснив особенности поведения ребёнка. Ваша задача – сделать пространство школы привычным и доброжелательным для малыша.

Начните посещать школу за 2 недели до начала занятий, примерно в середине августа. Знакомиться с сотрудниками и «обживать» новую территорию лучше всего вместе с мамой.

Предложите учителю свою помощь в подготовке класса к приему детей. Организуйте работу так, чтобы ваш ребенок принял в ней самое деятельное участие: подмести полы, полить цветы, вынести мусор, протереть парты, разложить тетради и учебники – всё это под силу будущему первокласснику. Постепенно давайте малышу небольшие поручения, способствующие самостоятельному знакомству с пространством школы: отнести мяч в спортивный зал, тарелки в школьную столовую, мешки для обуви в раздевалку и т.д.

На 1 сентября, вместе с учителем, запланируйте для ребенка небольшое задание. Например, скажите: «Ребята, которые придут в школу 1 сентября, совсем не знают, что и где находится. Помоги им, пожалуйста! Покажи, где находится раковина, туалет для мальчиков (девочек), раздевалка, столовая и т.д.» Акцентируйте внимание ребёнка на том, что он уже всё и всех знает в школе и не только может, а должен помочь другим детям преодолеть возможные трудности. Как известно, лучший способ справиться со страхом – это заняться делом и помогать другим.

Сведите 1 сентября своё присутствие рядом до минимума. Пусть ваше чадо занимается поручениями учителя: держит табличку с указанием класса, помогает нести цветы, а затем раздаёт бейджики с именем и фамилией каждого учащегося. Основная работа по привыканию к моменту начала занятий должна быть завершена. Если вышеперечисленные меры не привели к желаемому результату, обратитесь к детскому психологу. Возможно, страхи ребёнка имеют более глубокую причину и требуют комплексного лечения.

Первые дни ребенка в школе

«Как должны быть организованы первые дни пребывания ребенка в школе? Есть ли какие-то особенные требования и нормативы, которые обязаны выполнять учебные заведения, чтобы обеспечить комфортное привыкание к новым условиям обучения?»

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Период адаптации для первоклассников обычно составляет от 1 до 2 месяцев. В целях обеспечения сохранности физического и психологического здоровья детей в%данный период разработано несколько нормативных положений, которые зафиксированы в Законе об образовании РФ, Законе об общем образовании в городе Москве, нормативных документах Департаментов образования и приказах окружных управлений образования. Если говорить коротко, то вот основные нормативы: продолжительность учебного года в первых классах – 30 недель; продолжительность каникул в течение учебного года – не менее 30 календарных дней, для первоклассников в конце февраля устанавливаются дополнительные недельные каникулы; продолжительность уроков – 35 минут; 3 урока на протяжении первых двух недель обучения; в первых классах принято безотметочное обучение; первоклассникам запрещается давать письменные домашние задания, устные задания также строго регламентированы и в основном направлены на автоматизацию навыков чтения и счёта.

Ребенок боится идти в школу

«Мой сын боится идти в школу. Мы посещали подготовительные курсы несколько месяцев в выбранной школе, и я каждый раз была рядом с ним, помогая выполнять все задания, но вскоре начались проблемы: головные боли по утрам, тошнота, рвота и т.д. Сначала я думала, что это просто сложности адаптации, но сын честно признается, что боится идти в школу, переживает за оценки и как у него сложатся отношения с учительницей и друзьями. Как помочь сыну справиться со страхом школы?»

Существует термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Причины такого состояния могут быть следующие: ребенок боится ухода из дома, разлуки с родителями, к которым он тревожно привязан; родители непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняя вместо детей все задания, а также контролируя их по поводу каждой написанной буквы; ребенок боится не оправдать ожиданий родителей; испытывает трудности адаптации в школьном коллективе; переживает страх перед учительницей.

Как помочь ребенку справиться с этими страхами?
Прежде всего, родители сами не должны бояться школы. Если такой страх присутствует у мамы или папы, вполне логично, что и у детей появляется чувство неуверенности в своих силах и сомнения в своих знаниях. Родителям следует помнить: дети даже в школе остаются детьми – им хочется поиграть, побегать, «разрядиться», и нужно время, чтобы стать такими сознательными, какими их хотят видеть взрослые.

Иногда ребенок панически боится сделать ошибку, когда готовит уроки или отвечает у доски, потому что его мама педантично проверяет каждую букву, каждое слово. Не следует этого делать, даже если он действительно допускает ошибки. Психическое здоровье дороже.

Иногда страх перед школой может быть вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. В этом случае родители и учителя должны помочь ребенку справиться с этой ситуацией и поддержать его в социальной адаптации. Не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе, любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справиться с трудностями обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками.

Маленькие советы

Условия успешного обучения в школе: здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.

Предпосылки сформированности учебной деятельности: ориентация на систему правил в работе, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.

Положительную мотивацию вашему ребенку создадут: ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.



Читайте далее: Папа решает, а Вася сдает?





© «МамаПапаДети», 2010-2021. Журнал для современных родителей
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов. Медицинские советы на сайте носят рекомендательный характер, для учета индивидуальных факторов в лечении и профилактике необходима консультация врача.
Рукописи и материалы, присланные в редакцию, не рецензируются и не возвращаются. Перепечатка и любое использование материалов журнала возможны только с письменного разрешения редакции.
  Контакты
Наши партнеры
Карта сайта