Понимание и внимание - секрет дружной семьи | ||||||||
Мама В приятном положенииЖенское здоровьеНа приёме у врачаПосле родовКоротко о главномСоветы психологаМатеринский опытЮридическая консультация В движенииСалон красотыПравославная семьяКультурный досугМамина кухняПутешествуем вместеНовый год
Дети Дети от 0 до 3Дети от 3 до 6Дети от 6 до 9Дети от 10 до 14Детское питаниеКонсультация врачаСоветуют специалистыБезопасность детейДетский садШколаВоспитание личностиДетское творчествоБабушки и дедушкиИгрушкиЧто читаемПросто дети |
Читаем малышамНаталья Сарафанова, к.ф.н, научный сотрудник ГЛМ «Как хорошо уметь читать!» Эта строчка из стихотворения замечательного поэта Валентина Берестова стала общим местом в пропаганде детского чтения. А как сделать так, чтобы чтение действительно доставляло ребёнку удовольствие, чтобы он сам, без назойливых «подсказок» взрослых брал в руки книгу, пусть даже электронную? Когда начать?Не буду писать о внутриутробном развитии ребёнка, это отдельный разговор. А вот грудничку, немного оправившемуся от стрессового процесса появления на свет и начинающему приоткрывать глаза, чтобы понять, как в этом мире всё устроено, вполне можно предложить не только колыбельные. В первую очередь, читайте ему стихи. Есть мнение, что детей, даже новорождённых, завораживает поэтический ритм. При этом у каждого свои предпочтения: одному нравится мелодика пушкинского стиха «Евгения Онегина» или «Сказки о царе Салтане…», другого прельщают бойкие рифмы стихотворных сказок Корнея Чуковского, а кто-то разделяет предпочтения родителей и, разинув беззубый ротик, слушает Пастернака. Когда малышу исполнится несколько месяцев, можно показывать ему во время чтения книжки с картинками. Мой сын привёл в изумление бабушку тем, что в 5 месяцев слушал 3-4 сказки Чуковского подряд и при этом внимательно разглядывал картинки. Но рекорды ставить ни в коем случае не нужно. Пусть слушает и смотрит столько, сколько хочет, и что хочет. Ведь главное в чтении – это удовольствие. Что читать?Малыш подрастает и потихоньку начинает вникать в сюжет. Самое время почитать русские народные сказки о животных (волшебные сказки обычно вызывают интерес уже после 3-4 лет, хотя всё зависит от индивидуальных особенностей восприятия Вашего ребёнка). Проза Чуковского, Успенского, Носова первой приходит на ум, но не забудьте открыть и книги Чарушина и Бианки: даже малыши обычно хорошо воспринимают сложноватые, как подчас кажется взрослым, рассказы о животных. Так одна моя двухлетняя знакомая практически наизусть рассказывает «Мастера без топора» Бианки, при этом прекрасно понимает смысл текста. Чтение как процесс прекрасно уже само по себе, поэтому читать можно всё, что угодно. Но вообще, конечно, хороший читатель растёт на почве классической литературы. Однако отдельными бульварными сорняками его не испортишь, если росток крепок. Поэтому, когда ваш ребёнок подрастет, не запрещайте ему читать модную в классе ерунду в мягкой обложке. Вспомним, что именно запретный плод сладок. Но и вовремя подсовывать классику, всякими правдами и неправдами, не забывайте. Старайтесь посоветовать ребёнку книгу, которая отвечает его душевным потребностям в данный момент: нравятся приключения — какой образованный человек не читал Вальтера Скотта или Александра Дюма, романтичной барышне предложите Жорж Санд, с юным путешественником откройте томик Жюля Верна. Не настаивайте на гениальной сатире Гоголя, если душа просит диккенсовской сентиментальности. Придёт и время Гоголя. Не до книгБывает такое время, когда ребёнок в силу разных причин не хочет книг. Не давите в это время на него, не заставляйте. Это лишь временный перерыв, потом он обязательно вернётся к книгам, если с чтением у него связаны положительные эмоции, которые, не сомневаюсь, вы уже успели накопить. Например, мой неравнодушный к книгам сын напрочь перестаёт читать летом, потому что… «лето-это маленькая жизнь», по-другому и не скажешь. Самостоятельное чтение?И вот наступает долгожданный момент, когда ваше чадо начинает читать самостоятельно. Кто-то складывает первые слова в 2 года, другие в 8 лет — это никак не сказывается на дальнейшей любви к чтению. Не один филолог-профессионал признавался мне, что в первом классе не умел читать. Главное здесь родителям не перестать читать ребёнку, решив, что теперь чтение должно стать его самостоятельным занятием. Претворение букв в слова пока для ребёнка огромный труд, за которым ещё не угадывается искомое наслаждение. Умение детей читать быстро, следить за сюжетом также не отменяет родительского чтения. Почитайте ребёнку перед сном или когда он болеет. Попробуйте по вечерам, хотя бы иногда, устраивать семейные чтения (а книгу можно выбрать вместе, чтобы было интересно всем), и вы увидите, как это сплотит и сблизит всю вашу семью. Обсуждайте с ребёнком прочитанное им самостоятельно, чтобы он не только улавливал захватывающий сюжет, но и учился понимать скрытый смысл произведения, чувства героев, красоту пейзажных зарисовок. И ещё один секрет: читайте сами. Свои, «взрослые» книги. Если в семье принято читать, то малыш обязательно переймёт эту привычку, потому что захочет подражать папе и маме во всём. И если он потом, подросток-нигилист, не подойдёт к книжной полке, не переживайте. Это временная пауза. Трудный, всё отрицающий подростковый период закончится, а в памяти, в том числе и в эмоциональной памяти, всплывёт воспоминание о наслаждении книгой, заложенное в детстве. Потому что главное в чтении — это способность получать от него удовольствие. На заметку родителямГосударственный Литературный музей (Петровка, 28) открыл программу по популяризации чтения среди детей. В этом году проводятся 2 цикла занятий: для самых маленьких (дошкольников) — «Лужайка Почитайка»; для детей среднего и старшего школьного возраста, а также взрослых - «Занимательная филология». Наверняка многие родители, активно читающие своим детям, замечали у них склонность к цитированию. Малыши, только учащиеся говорить, не просто рассказывают наизусть стихотворения, а вплетают отдельные строки из прочитанного в свою речь. Таким образом, книги становятся теми кирпичиками, из которых в итоге выстраивается красивая, образная речь ребёнка. При этом не стоит бояться брать книги, включающие незнакомые ребёнку понятия. Главное - правильно подавать каждую такую книжку. Чтение обязательно должно сопровождаться объяснением, а лучше всего демонстрацией тех предметов, с которыми вы встречаетесь на страницах книги, это создает такой важный для ребёнка мостик между художественным вымыслом и реальностью. На занятиях «Лужайка Почитайка» для самых маленьких в стенах Государственного Литературного музея (Петровка, 28) читают книги именно так – останавливаясь, объясняя, давая пощупать и посмотреть. А в конце обязательно обыгрывают текст и делают что-нибудь своими руками. А в следующем учебном году возобновится ещё и прерванный цикл для учащихся младшей школы - «Как хорошо уметь читать!» Заказать билеты и записаться на заинтересовавшие вас занятия вы можете по тел.: (495) 625-1226, 8 910 4097133 или по электронной почте litmuz@yandex.ru Читайте далее: Вспомним детство... |
Актуальное:
| ||||||
|