МамаПапаДети - Журнал для современных родителей 2 мая 1703 года в Москве основана первая в России гимназия.

Первые игрушки

Елена Смирнова

Совместный проект журнала «МамаПапаДети» и Московского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек

Воспитание младенца первого полугодия заключается прежде всего в интенсивном эмоциональном общении с ним. Это особое общение, которым владеют далеко не все взрослые.

Порой нам бывает трудно говорить «ни о чём», не сообщая никакой информации. О чём, собственно, можно разговаривать с 2-3-месячным ребёнком? Но младенцу необходим именно разговор с близким взрослым. В этом разговоре главное – не значение слов, а ласковая интонация, выражающая исключительно отношение и внимание к малышу. Смысл произносимых слов однообразен, бесконечно повторяется одно и то же: «Ты мой маленький, хорошенький, солнышко моё, сладенький ты мой …» и так далее.

Со стороны это может показаться бессмысленным «сюсюканьем». Но в первом полугодии ребёнку необходим именно такой «разговор», в котором он отчётливо выделяет отношение матери. Такой разговор получил специальное название – «бэби-ток». Кроме того, нормальная мать в минуты общения с младенцем никогда не смотрит на себя со стороны. Всё её существо направлено только на ребёнка, она не следит за своими словами и жестами, они рождаются сами и выражают искреннюю любовь к малышу. Если такая любовь есть, слова, жесты и интонации всегда появляются. И они далеко не бессмысленны, поскольку несут в себе главное для младенца – чувство, что его любят. А это чувство является фундаментом становящейся личности, закладывает доверие к миру, уверенность в себе. Поэтому разговаривайте с малышом как можно чаще: во время кормления, купания, одевания и просто так. Слишком много такого общения в первом полугодии быть не может. В этот период еще нельзя избаловать малыша. Внимание матери ему жизненно необходимо. При этом важно не просто говорить, а реагировать на любое движение, звук или взгляд ребенка. Чувствительность матери к каждому проявлению младенца даёт ему возможность почувствовать самого себя, убедиться, что его видят, слышат, замечают. Такая гибкость в отношениях с ребёнком, готовность угадать его желания и настроение является важнейшей особенностью материнского отношения, и только взрослый способен проявить её. Чтобы вызвать доверие и положительные эмоции малыша, можно поиграть с ним в простые игры. Вот некоторые из них.

«Кто у нас хороший?»

Возьмите малыша на руки, одну руку подложите под шейку, другую – под ягодицы. Ребёнок будет в позе, которая называется «на весу». Читая стишок, целуйте его ножки, ручки, животик, приговаривая: «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Анечка хорошая, Анечка пригожая». Естественно, при этом называется имя ребёнка.

«Носик к носику»

Малыш располагается у вас на руках в позе «на весу». Приближайте своё лицо к нему, говоря: «Носик к носику прижмём, улыбнёмся и споём, да-да-да». На третьем «да» прикоснитесь своим носом к носику ребёнка. Если последнее «да» вы скажете чуть громче, игра будет забавнее. Повторите такую игру несколько раз, изменяя интонацию своего голоса, делая его то высоким, то низким, то громким, то совсем тихим.

«Проснулись-потянулись»

Возьмите малыша в позе «на весу». Покачивая его, приближаясь к его лицу и удаляясь от него, улыбаясь и легко дуя в шейку, прочитайте стишок:
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись,
Потягушечки! Потягушечки!
Повторите стишок и игровые приёмы несколько раз.

Удовольствие, получаемое ребёнком в таких играх, позволяет ему поддерживать состояние эмоционального благополучия.

Малыш начинает следить за взглядом и указательными жестами взрослого и сам начинает указывать нужное направление взглядом и жестом. В этом возрасте эмоциональное общение и подобные игры имеют большое развивающее значение. Но это не значит, что младенцу вовсе не нужны игрушки.

Очевидно, что никакая игрушка не способна заменить младенцу близкого взрослого. Вместе с тем, уже с 2 месяцев для ребенка возможно и весьма полезно взаимодействие с «заместителем » человека. Лицо не всегда и не обязательно должно быть настоящим, живым. Игрушки, воспроизводящие лицо, вызывают внимание и удовольствие малыша. Прежде всего, это лицо куклы. По возможности оно должно быть выразительным и привлекательным. Для младенцев первого полугодия нужны достаточно крупные куклы (не менее 40-50 см), с отчётливыми чертами лица. Это могут быть:

Большая неваляшка. Это очень важная игрушка для младенца. У неё огромные выразительные глаза и весёлая мордашка, которую малыши любят рассматривать. Кроме того, её можно поставить в кроватку младенца, и его случайные движения будут приводить её в движение и вызывать приятный перезвон.

Кукла-голыш. Всем своим обликом эта кукла напоминает младенца. Рассматривая такую игрушку, малыш как бы узнаёт себя и радуется этой встрече.

Тряпичные или пластиковые куклы. Они гибкие, мягкие, им можно придавать разные позы, сажать поближе или подальше от глаз малыша, они могут танцевать, кувыркаться или прыгать в руках взрослого. Всё это радует и занимает младенца. Фарфоровая кукла в одежде. Такие куклы очень красивы, их лица в точности воспроизводят настоящее лицо, и они очень похожи на маленького человечка. Увидев такую прекрасную куклу, младенцы особенно ярко и бурно выражают свою радость, которая может продолжаться достаточно долго. Замечено, что такие куклы не надоедают малышу – они могут в течение 2-3 месяцев радостно встречаться со знакомой куклой.

Колобок – шарик с изображением лица. Это также очень хорошая игрушка для младенца. Её можно подвешивать над кроваткой, чтобы малыш наблюдал, как он качается, или показывать на стержне, чтобы ребёнок наблюдал за его движениями.

Игрушки, изображающие внешний облик животного или птицы (собачка, кошка, петушок и пр.). Важно, чтобы у «зверя» было выразительное лицо с крупными глазами. Особенно интересно будет малышу, если это будет игрушка со звуковым эффектом: неожиданное появление звука (конечно, по возможности приятного и не слишком громкого) привлечёт его внимание, удивит и обрадует.

Конечно, младенцы ещё не играют с этими куклами в прямом смысле слова и даже не берут их в руки, но они с удовольствием рассматривают их, и такое созерцание лица куклы приносит им явное удовольствие – они сосредотачиваются, улыбаются, оживляются, возбуждённо гукают и гулят. Всё это значит, что они воспринимают и узнают изображение лица, радуются этой встрече, что, безусловно, способствует их социально-эмоциональному развитию.

Очень важно, чтобы сначала куклу, как, впрочем, и любую другую игрушку, показывал взрослый. Присутствие и участие взрослого придаёт кукле привлекательность, оживляет и одушевляет её. Кукла как бы «впитывает» образ и отношение любимого взрослого. Впоследствии, когда кукла уже станет значимой и настоящей, малыш будет с удовольствием рассматривать её самостоятельно, хотя ему всегда важно делиться впечатлением с мамой или папой. Когда ребёнок испытывает бурную радость, или, наоборот, когда его что-то огорчает, ему необходимо присутствие и соучастие близкого взрослого. Отказывать маленькому (впрочем, как и большому) ребёнку в этой естественной потребности нельзя.

Продолжение читайте в следующем номере



Читайте далее: Игрушки для ползунков





© «МамаПапаДети», 2010-2021. Журнал для современных родителей
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов. Медицинские советы на сайте носят рекомендательный характер, для учета индивидуальных факторов в лечении и профилактике необходима консультация врача.
Рукописи и материалы, присланные в редакцию, не рецензируются и не возвращаются. Перепечатка и любое использование материалов журнала возможны только с письменного разрешения редакции.
  Контакты
Наши партнеры
Карта сайта